Несколько лет назад моя сестра стала директором по качеству на нефтеперерабатывающем заводе, а я была начинающим предпринимателем, только-только смогшим позволить себе обзавестись первыми сотрудниками. “У меня над рабочим местом висит мини-плакат: ДЕЛЕГИРОВАНИЕ!” - поделилась я своими попытками упорядочить свою загрузку, с которой мне временами, а точнее почти все время, трудно было справиться. “У меня - тоже,” - улыбнулась сестра.
Не так давно, рассказывая эту историю коллегам в Московском Клубе Предпринимателей, я поняла, что этот мини-плакат у меня на рабочем месте как-то незаметно сменился списком проектов на контроле, а первым действием при возникновении новой задачи стал мысленный перебор тех, кто может с ней справиться.
И далеко не только постоянное напоминание, что невозможно сделать все самой, мне помогло.
Когда я делала этот непростой шаг от фрилансера к управляющему бизнесом, я с завистью думала о тех, чей бизнес изначально не предполагает возможности делать все самостоятельно - их сама ситуация вынуждает научиться делиться работой и ответственностью. Но ведь и мне никто не мешает?
Когда “потолок”, не столько даже в доходах, сколько в возможных объемах загрузки, уже близок, наверное, каждый работающий сам на себя независимый специалист задумывается над стратегией дальнейшего развития. Кто-то выбирает повышение цен на свои услуги, кто-то - превращение услуги в товар и многократную продажу однажды подготовленного, кто-то оптимизирует собственную работу до предела при помощи подручных средств и управления временем, а кто-то принимает решение передать часть работы помощникам или отдать на аутсорс, освободив время и силы для увеличения оборота или часов сна в сутки.
Хочешь, чтобы было сделано - делегируй!
Есть, наверное, предприниматели, которые заранее, до того, как некоторые участки оказываются сильно запущенными, учатся делегировать и успешно снимают с себя часть работы в пользу других людей, но среди моих знакомых чаще встречаются люди, которые не могут найти время для того, чтобы передать какую-то часть деятельности, ведь конкретный горящий вопрос быстрее решить самому.
Но именно этот жареный петух и помог мне начать решать проблему делегирования. Когда определенный участок работы оказывается запущенным настолько, что это начинает мешать основной деятельности, и издержки от такого положения дел превышают экономию на соответствующем специалисте, то время на передачу дел все-таки находится. Я не призываю доводить поиск бухгалтера до получения извещения от налоговой о пене за просроченную сдачу отчетности, скорее рекомендую посмотреть, на что обычно не хватает сил, проблемы в какой части деятельности так и не дожидаются своего решения, и начать делегирование именно с этой деятельности. Скорее всего, она не относится к числу тех, которые доставляют вам удовольствие, и избавиться от нелюбимой работы будет очень приятно. А будет ли вашим первым помощником бухгалтер, секретарь-машинистка или курьер - зависит только от вашей текущей ситуации и особенностей характера.
Не всегда удается передать всю работу целиком. Порой, вроде, и человек соответствующий есть, а его работу проще сделать самому. Или отложить, чтобы сделать самому, когда будет время. Есть хороший способ самомотивации на делегирование для предпринимателя - фиксированная оплата независимо от объема работ. Несмотря на то, что во многих случаях выгоднее платить сдельно и даже искать людей на разовые работы, такой подход не способствует освобождению собственного времени - сильно желание сэкономить и время на постановку задачи, и деньги за работу, и нервы при приеме результата.
А если человек все равно получает зарплату, то его обучение и загрузка работой становится уже способом экономии.
Начинать имеет смысл с нескольких накопившихся однотипных дел. Тогда время на передачу тратится один раз, а результат получаем - несколько.
И действительно, почему я и работаю сама, и зарплату плачу другим?
Именно такой вопрос очень помогает все-таки решиться и начать разгружать себя. Если проблема не решается сама - приходится мотивировать себя деньгами.