Кто такие мордовороты?

Это такие динозавры, которые умудрялись покупать ссылки, когда еще не было сапы. А потом они вымерли. Точнее - мутировали.

Вот уж не думала, что этот текст мне придется написать в конце 2009 года. Казалось, что мои бурные споры и отстаивание права торговать собственной мордой, далеко позади. Году, примерно, в 2005. Впрочем, как оказалось, и сейчас находятся люди, которые искренне считают, что сайтовладелец должен заботиться не о своих посетителях, предоставляя им максимально возможный сервис или информацию, а о поисковых системах. А свой сайт - закрыть, потому что подавляющее большинство сайтов очереди из рекламодателей не собирает, а серверных мощностей с каждой ежедневной тысячей посетителей требует все больше. Это, к сожалению, с 2005 года изменилось не сильно. Альтернативные ссылкам заработки сдвинулись с отметки, близкой к нулю, но до уровня достаточного пока не дошли.

Достаточного - это чтобы проект, поддержка которого требует не только затрат на хостинг, но и как минимум одного человека на полный рабочий день, мог эти затраты окупить и этого человека прокормить. И не по ставке начинающего школьника, а с учетом того, что интересные проекты, как правило, делаются взрослыми людьми. А речь идет именно об интересных проектах, востребованных, но, ввиду некоммерческой тематики, неприбыльных.

Скупка текстовых ссылок является весьма действенным методом воздействия на выдачу и приобрела угрожающие масштабы. Причем, многие даже не задумываются о том, чтобы покупные ссылки выглядели более-менее прилично. Поэтому надо быть полным идиотом, чтобы предполагать, что Яндексу об этом ничего неизвестно или глубоко наплевать.

Сергей Людкевич, тогда еще Текарт. Февраль 2006 года.

И чем же так плоха покупная ссылка?

Поисковик получает информацию о том, что некоторый некоммерческий сайт ссылается на некоторый коммерческий с ключевыми словами “купить пластиковые окна”. С точки зрения здравого смысла это значит, как минимум, что на продвигаемом сайте, на покупателе, эти пластиковые окна есть в продаже - иначе к чему тратить деньги на продвижение. То есть однозначной вредности от того, что поисковик получает информацию о полезности и актуальности коммерческого сайта, на который ссылается некоммерческий, лично я не вижу.

Что неестественного в платной ссылке? Можно разместить у себя чужую статью и поставить на нее ссылку. Можно получить пользу от сайта в виде информации и поставить ссылку. Можно получить услуги и поставить ссылку на того, от кого получена услуга. Можно получить деньги и поставить ссылку. Это точно такое же ссылочное поле, созданное интернет-пользователями, как и обмен, как и статьи со ссылками, как и рекомендации, как и подписи на форумах, как указание своего сайта в профиле. Ссылка ставится по какой-то причине. По какой-то причине владелец сайта считает, что она тут необходима. И от того, что именно это за причина - ссылке неестественной не становится. Неестественной она становится в случае, если она поставлена без ведома владельца - спамом в комментах и на форуме, XSS, взломом. А если владелец ее поставил сам - она естественная.

Пользователь поиска не является покупателем. Он берет бесплатную поисковую выдачу. И поисковик показывает ему свою рекламу. То есть это поисковик заинтересован в том, чтобы показать посетителю правильный ответ на его запрос.

В том числе и поисковик заинтересован в том, чтобы показать правильный ответ не только на запрос “купить пластиковые окна”. Но и на запрос “закаливание детей дошкольного возраста”. То есть для того, чтобы поисковик выполнял свою функцию и давал ответы, должны существовать не только коммерческие сайты, у которых есть офлайновая составляющая, которая делает осмысленной поддержку сайта, но и те, у которых офлайновой составляющей нет. Иначе поисковик давно бы забанил все сайты, которые торгуют ссылками - и не выдавал бы информацию из них в своей выдаче. Как сейчас банятся и не показываются сайты, которые ценности не имеют. Но какие-то сайты - не банятся, оставляются, имеют ценность с точки зрения поисковика. Ведь, опять же, давно никто не спорит с тем, что вычислить продажные ссылки и сайты, продающие ссылки, поисковая система может. Но не только не банит эти сайты, но и даже не обнуляет им возможность воздействовать на параметры сайтов, на которые они ссылаются.

Должен ли владелец небольшого сайта, который на контекстной рекламе зарабатывает явно недостаточно для того, чтобы сайт был финансово-успешным проектом, отказаться от продажи ссылок (которые, повторюсь, приносят в разы больше контекстной рекламы на средних сайтах, и с этим не спорит никто)?

Даже если вдруг признать ссылки злом по отношению к поисковым системам, мне не очень понятно, по какой причине владелец сайта должен отказываться от реальной возможности заниматься поддержкой и развитием своего сайта ради процветания поисковой системы, которая зарабатывает на том, что индексирует его контент и показывает своему пользователю ссылки на него? Вес сайта и возможность влиять на выдачу по другим запросам - это можно считать справедливой платой поисковика за то, что поисковик выдает результаты с сайта своим посетителям, заодно показывая свою рекламу и не делясь с авторами сайтов.

И выиграет ли пользователь, если этот самый сайт закроется или перестанет развиваться? Выиграет ли поисковая система, если информацию с этого сайта нельзя будет найти? Точно ли это будет меньшим злом, чем страшная и ужасная “продажная ссылка”?


Записи, похожие на Кто такие мордовороты?:
разработка сайта