Несмотря на активную конференционную жизнь, на прошлой неделе собралась с силами и доехала на встречу МКП с Максимом Поташевым и Михаилом Левандовским
В цитатах почти нет, а говорилось про маркетинг и исследования достаточно много, поэтому моя футболка “Я нерепрезентативен” была на редкость релевантна теме разговора.
Практически все цитаты - Максим, за исключения промаркированы особо.
Игра “Что? Где? Когда?”
Именно игру “Что? Где? Когда?” я люблю за то, что игра командная.
Чисто психологически умение не теряться, а думать в ситуации цейтнота - очень полезно.
Опытные команды давно все знают и умеют, или думают, что все знают и умеют, для опытных команд тренировка - это разминка для поддержания формы.
Команда - вещь подвижная, обновляется года за два.
Капитан ответственен за все. Победа - победа команды, в поражении виноват капитан.
Команды, построенные вопреки теориям, часто оказываются более эффтивны, чем команды, построенные по теориям.
- Почему игроки уходят?
- Чаще всего им просто надоедает. Многие бросили с рождением детей, это жизнь. Бывают конфликты, но это скорее исключение.
Бизнес
Эффективен человек, принимающий решение, умеющим определять потенциал людей.
Для того, чтобы заниматься бизнесом, ум - не единственное требование. Умный человек вполне может быть успешным в корпоративном мире, не обязательно ему идти в свой бизнес.
В ситуации, когда владелец полностью устраняется и делегирует все решения топ-менеджменту, бизнесу плохо.
Не знаю, кто придумал, возможно, я сам, но какой-то очень умный человек. Интуиция подводит только тех, у кого она есть.
Принимать решения, основанные только на интуиции - большой риск. Но те компании, которые так не делают - и и не пьют шампанское.
Чтобы внятно что-то советовать по бизнесу - надо понять его суть.
В больших компаниях квалифицированных специалистов увольняют в первую очередь. Точнее, во вторую. Первыми увльняют тех, кто даже не изображал работу, а вот тех, кто хорошо изображали - последними.
Думать сразу о выходе из бизнеса - это деструктивное мышление. Если серьезно - то риски есть всегда, надо ими управлять.
Михаил: Я однажды участвовал в одном бизнесе. Потом начали обсуждать условия выхода, вносить изменения в устав. Когда объем условий по выходу стал больше, чем изначальный устав, я сказал, что мой выход состоится прямо сейчас и в двух словах: “До свидания”.
Маленький бизнес, большой бизнес…
Я далеко не уверен, что любому малому бизнесу надо стремиться стать большим.
Маленький бизнес и большой бизнес - это принципиально разные вещи. Это принципиально разные сущности, живущие по разным зонам.
Когда маленькая компания, кооператив программистов, стала лидером своего рынка, всебыло тяжело. Ломать себя и бизнес пришлось очень сильно, по сути - строить новую компанию.
В какой-то момент происходит фазовый переход.
Михаил: Как сделать из 2 долларов 20 - можно научить. Как сделать из 100 тысяч миллион - можно научить. А как сделать из 20 долларов 100 тысяч - работающих советов нет.
Чем более консолидирована компания, тем она управляемее. Разделение компании на мелкие юниты делается не от хорошей жизни. Это либо кризис в управлении, либо юридические проблемы.
Консалтинг
Если вы не понимаете, зачем вам исследование рынка - ни в коем случае не тратьте на него деньги.
Надо считывать потребности людей и идти за ними.
Консалтинг всегда начинается с того, что у клиента снимают с руки часы и говорятму сколько времени.
Михаил: Каждый раз, когда человек рассказывает о своем опыте - я верю. Когда предлагается панацея - я боюсь.
Для того, чтобы встречаться и что-то продавать, мозги не нужны, а для того, чтобы писать что-то для клиентов - надо выспаться.
CRM - хорошая вещь для b2b, для b2c - это скорее всего, выкинутые деньги. Лучше системы CDI - у них нет настроек, которые делают CRM бессмысленными для большой клиентской базы.
Кризис
Пока кризис не настолько тяженый, каким он мог бы быть. В конце 2008 года ощущения были много более апокалептические, чем сейчас. Через год-полтора должен начаться подъем. С другой стороны - предсказывать что-то сейчас нереально.
Полопавшиеся мыльные пузыри - это скорее хорошо. Менеджеры и владельцы обратили внимание на эффективность. Ну и кризис - хорошее время для стартапов.
Маркетинг
Все ценное, что можно почерпнуть из специальной литературы по маркетингу, у Котлера написано. Еще есть Теренс Акофф.
Михаил: по Техническим вопросам - конечно, есть такие книги.
У нас квалификация страхового агентства определяется его навязчивостью.
Михаил: Никто так не чувствует тренды, как авторы бульварных детективов.
Что касается современных трендов - похоже, люди начали платить через интернет.
Жизнь
Я всегда стремился ставить перед собой реальные цели. С другой стороны - подходящие для меня. Интересные.
Своей самой сильной стороной я считаю умение расставлять приоритеты.