Я вообще человек, к хождению на работу приспособленный плохо. А вот против хождения на чужую работу последнее время упорно начинает восставать мой организм, причем все ярче и ярче. И если поначалу просто голова болела, то в прошлый раз я свалилась с приступом мигрени, чем в жизни не страдала, а сейчас выпала напрочь с гриппом такой силы, что и припомнить не могу, чтобы мне было так плохо.
Что незаменимые люди в компании - это фактор риска, который надо ликвидировать, известно всем. Но вот самим сотрудникам скорее рекомендуют стать незаменимыми, чтобы зарплату поднимали и никакие увольнения были не страшны.
Беда том, что незаменимыми редко становятся по собственному желанию. И не происходит это одномоментно. Скорее каждый раз проще добавить себе еще маленький кусочек работы, чем объяснять кому-то - как это надо делать, или объяснять, что это не входит в должностные обязанности. Надо же дело сделать, работу выполнить, вот и выполняет такой ответственный человек все больше и больше работы. Знает он ее хорошо, проще так и продолжать делать, чем объяснять кому-то, да и объяснять-то зачастую некому.
Одним из факторов незаменимости является цена. Любой незаменимый человек не просто незаменим, а незаменим за сравнимые деньги. Тут, думаю, со мной особенно согласятся “играющие тренеры” - собственники, выполняющие функции директора. Вроде как и можно нанять стороннего управленца, только вот платить ему придется больше, чем себе, и контроль его тоже будет чего-то стоить.
В результате человек, который такой ценный для родной фирмы, когда решает уволиться - испытывает моральные терзания. У него в руках оказывается чемодан без ручки, который бросить неудобно, а нести - в лом. Оценить в разумную сумму поддержку - рука не поднимается, ведь самому это ничего не стоит, и сил работать за эти деньги - нет уже.
И хорошо, если незаменимый работник уходит на новую работу, которая занимает все время и понятно, что на старом месте уже помочь нечем - времени не остается. А вот если человек уходит в свой бизнес, то он начинает относиться к последнему месту работы, как к одному из клиентов. И пытается подобрать адекватное абонентское обслуживание.
У меня пока нет решения такой проблеме ухода уникального специалиста, если ругаться не хочется, а работать сил нет. А проблема для меня сейчас жизненная.