Мы как-то так привыкли слышать, что вот, у нас в создании и продвижении сайтов рынок продавца, очередь из заказов, и вообще поплевываем мы лениво на клиента и ни в грош его не ставим. Да и сама я регулярно высказываюсь против активных продаж и холодных звонков. Ведь они ставят в положение инициатора разговора, положение заведомо невыгодное, того, кто вроде бы играет на том же рынке, что и я, а значит такие методы продаж снижают ценность класса услуг в принципе - хорошие уcлуги не навязывают, за ними выстраиваются в очередь.
Мне тут последнее время пришлось повыступать в роли клиента, так скажу я, что там, где казалось бы, конкуренция за покупателя есть, общаться намного более сложно.
Нет, если ты знаешь, что хочешь, то приходишь и выбираешь по условиям и ценам. А вот если ты первый раз заказываешь, то это просто ужас какой-то. Для меня вполне нормальный запрос, когда приходит потенциальный клиент и говорит: “Мне нужен сайт, только я не знаю какой”. Почему-то мне казалось, что это и вообще нормально - ведь люди, оказывающие услуги, они лучше разбираются в предмете своей деятельности? А у меня сложилось впечатление, что меня принимали за магнитофон из передачи, где задают три тупых вопроса по кругу.
Когда я прихожу в магазин одежды и говорю, что мне вот как бы нужно платье, только я представления не имею, какой у меня размер, да и какое именно мне нужно платье - тоже не очень понятно, мне к подруге на юбилей, и каблуки я к нему не одену ни под каким видом - это воспринимается нормально и мне помогают определиться и выбрать. А когда я прошу банер, не знаю какие там у него бывают детали, мне на стену вешать - это вызывает ступор.
А потом люди, привыкшие именно к таким отношениям в b2b, приходят с запросами, в которых максимально конкретизировано то, что, если исходить из их целей, им вообще не нужно.
Update. Определение
Не могу смотреть на людей, приходящих на эту запись по теоретическо-экономическим вопросам, чувствую себя обязанной помочь.
Рынок покупателя - рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными в поиске спроса приходится быть продавцам, на этом рынке предложение превышает спрос.
Рынок продавца - такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где более активными в поиске подходящего предложения приходится быть покупателям, на этом рынке спрос существенно превышает предложение.
На рынке могут возникать и равновесные состояния между спросом и предложением. Обычно считается, что к этому состоянию рынок и стремится, так как на рынке продавца растут цены и со временем увеличивается конкуренция, а на рынке покупателя спрос уменьшается - продавцы уходят в другие ниши.