Сейчас даже сложно себе представить, во что бы превратилась моя жизнь, если бы я считала нужным все делать не на достаточном уровне, а идеально. Возможно, я бы делала все лучше, но этого всего было бы явно меньше.
Ира наводит порядок, в порядок по ее представлению не вписывается Таня, сидящая с игрушками. Ира начинает эти игрушки убирать, Таня, естественно, возмущается, приходит ко мне жаловаться, Ира приходит тоже… Начинаем проговаривать. Порядок нужен, тем более, что это я напомнила, что пора бы убрать. Но и нарушать чужую игру - неправильно. Т.е. вот ситуация, когда нужно расставить приоритеты и отказаться от идеального выполнения своей текущей работы ради (в данный момент) спокойствия и мира с сестрой. Сестра - важнее.
Не обязательно “чем дольше рисуешь один рисунок, тем лучше он получится”. Иногда стоит просто взять новый лист и нарисовать там нового человечка, а не перекрашивать-обводить старого, тогда мама сложит в папочку два рисунка и покажет папе, а то может получиться так, что показывать будет нечего.
Когда я училась в первом классе, я узнала, что некоторые заканчивают школу с медалями. Пошла к маме, выяснила, что для этого нужно выполнять все задания, даже те, которые выполнять не очень хочется (диалог был длиннее, это уже вывод мой). И сказала, что, пожалуй, не готова к этому и переживу без медали :)
Для меня каждый раз стоял выбор - почитать интересную книгу или сделать домашнее задание. И далеко не все домашние задания были важнее. Т.е. зачем мне нужно решать примеры, я понимала, а зачем вести календарь природы - не понимала. Не с точки зрения “чтобы получить положительную отметку”, а с точки зрения смысла. Я до сих пор в этом смысла не вижу :) Или черновик писать, чтобы в тетради не было помарок. Я же за это время столько всего интересного смогу сделать! Один раз приняла решение “не делать”, в тот момент сама возможность такого решения была открытием, но окружающие взрослые (не родители, хотя сейчас понимаю, что не так-то легко моя “бурная юность” им далась) стали настаивать на неправильности этого моего решения, чем привели меня к мысли критически пересмотреть ВСЕ школьные требования :)
Это-то в результате и привело к тому, что к концу школы там, где я считала нужным, я прикладывала усилий куда больше, чем это среднестатистически полагалось (так, на подготовительные курсы в институт я пошла не в 11, а в 9 классе и сдала по окончании вступительный экзамен), а там, где я не считала нужным - усилия не прикладывались вообще. Да, на то, чтобы сделать домашнее задание, нужен минимум усилий. Но ведь и его можно не делать, если согласиться с тем, что пятерка - не единственно приемлемый результат. Мне были нужны эти силы для того, чтобы учиться вне школы, ездить на занятия (в среднем поездки каждый день по трем концам Москвы занимали часов 5 в рабочий день), высыпаться, общаться с друзьями, ходить на концерты, читать.
Спасибо krl_pgh, благодаря которой я это сформулировала.